Мотоинструктор – кто он?

«Я бы в инструкторы пошел, пусть меня научат…»

Обратимся к определению профессии инструктор от 28 октября 2018 года по стандартам «Мастер производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий» :

Инструктор — человек, который обучает управлять тс; это водитель с большим стажем и прошедший специализированные курсы, регламентирующие его возможность передавать теоретические знания и обучает практическим навыкам.

И если с опытом – еще более или менее понятно, то к специализированным курса – открытый вопрос. Кто нынче и где выдает официальные документы по профессии «Мотоинструктор»?

Ответ: частному авто/мото инструктору «Свидетельство на право обучения вождению транспортных средств» выдают по итогам прохождения курсов на базе ДОСААФ и подобных государственных организаций. Курсы почти во всех организациях состоят из 126 часов теоретических и практических занятий, а также предполагают 130 часов самостоятельной подготовки.
Кто из действующих мотоинструкторов обладает подобными лицензиями?
Единицы.

Отсюда – и все вытекающие.
И прогрессирующая статистика ДТП.
Вплоть (О, Мотобоги!) до ДТП между самими мотоциклистами.

Хотя, чему удивляться?
Мотоциклистов на дорогах с каждым годом становится все больше и больше, – отсюда и спрос, который рождает предложение. В лицах умельцев и знатоков (а по совместительству непременно чемпионов по джимхане, мотокроссу и прочих «ученых степеней педагогики»), которые наделяют себя правами и полномочиями учить начинающих пилотов уверенно держаться на двухколесном тс.

Последствия таких полномочий – см. Статистика ДТП с участием мотоциклистов.

Ну да, разумеется, дебилы-таксисты и олени в каршеринге заполонили дороги, – это отдельная тема. Но это – реалити нынешнего трафика. И задача Мотошколы и Мотоинструктора в частности – это не по быстрому вкатать на сдачу экзамена и создать все условия к их скорейшему получению с первого раза. «За недорого» и непременно на том же мотоцикле, на котором проходило обучение, потому что вы к нему привыкли.

Изначальная и основная задача мотоинструктора – научить вас понимать систему работы мототехники в принципе, дать базовые навыки: как надо / как не надо и показать, как ежедневно ВЫЖИВАТЬ в потоке городского трафика, среди тех самых дебилов и других участников движения.

Отсюда напрашивается вопрос: Каким требованиям должен соответствовать Мотоинструктор ( со свидетельством или без ).
Обращаемся к тем же стандартам «Мастер производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий»:

  • Инструктор по вождению обязательно должен иметь водительское удостоверение и удостоверение инструктора по той категории ТС, по которой он планирует проводить обучение;
  • Также требуется наличие среднего профессионального образования. Если оно – по профилю, то не нужно дополнительно учиться, если нет – понадобится получение дополнительного проф. образования;
  • Ограничений на занятие педагогической деятельностью у инструктора быть не должно, как и медицинских противопоказаний;
  • Инструктором должна проходиться аттестация на соответствие должности;
  • Он должен быть проинструктирован по охране труда;
  • Водительский стаж инструктора должен быть не менее 3-х лет;
  • За инструктором не должно числиться лишения прав в течение 5 лет.
  • Также рекомендуется проходить программы по повышению квалификации раз в 3 года.

Найдутся ли инструктора ныне действующих мотошкол полностью соответствующие данным нормам? Ещё более редкие Единицы.

Однако никого не останавливает провозгласить себя «мотоинструктором», практиковать частную деятельность, срубать с учеников денежку за сезон, помочь с получением категории и… отправить в городской трафик умирать.

Сгущаю краски, скажете вы?
ДТП статистика – разбавит.

Ведь Каждый, Дорогие Мотоинструктора, кого вы сажаете на его скоростную ракету; Каждый, кому вы лоббируете получение прав; и Каждый, кого выпускаете в трафик с навыками не далее экзаменационной площадки – это ваша ответственность. И если кто-то из них случайно улетает с эстакады, тупо не понимая, как регулировать скорость при входе в поворот; Если кто-то врубается в перестроившийся автомобиль без поворотника, тупо не имея понятия об экстренном торможении и маневре ухода от столкновения; и если кто-то ловит лоу-сайд или воблинг, тупо не умея работать с рычагами управления и посадкой на мотоцикле – это Ваша Ответственность!
Вы готовите камикадзе, а не пилотов!
Коими являетесь сами.

Теперь живите с этим.

От себя хочется добавить, что в основе любой тренерской деятельности лежит принцип: «Не навреди». Да-да, как у врачей.
И если вы чего-то не знаете или в чем-то чуть менее компетентны, чем того требует профессия – не делайте этого. И не «лечите» сколько лет вы за рулем, сколько кубков у вас в гараже и сколько вы продолбили на дальняках.

В мире есть масса удивительных занятий, которым можно обучать других, если уж тяга к педагогике не дает покоя. Откройте курсы каллиграфии или резьбы по дереву, – это не менее увлекательно, прибыльно (при надлежащем подходе) и чужая жизнь не стоит на кону.

И под финал – распространенный вопрос: Мужчина или Женщина?
Отвечаем: Компетентность не имеет полового признака.
Профессионала видно издалека ( со Свидетельством или без) и вовсе неважно к какому полу он относится. Важно, – чтобы хватало знаний и выдержки.

Как выбрать мотошколу – мы уже писали ранее.
Там же, скорее всего, вы найдете и надлежащего инструктора. По половому признаку и не только.

Берегите себя. Выбирайте лучшее. И вам не придется платить дважды – ценой своей жизни.

Журнал “Свободная дорога”

Автор: Лариса Бутырина
Фото: Denis Kiryukhin